Меню сайта
Реклама
Вход на сайт
Новое на сайте
[08.02.2013]
НАЗ. Завод, которого не было 
[22.01.2013]
ТАЙНА СТАРОЙ ЦИТАДЕЛИ 
[22.01.2013]
НИКОЛЬСКИЙ ПОГОСТ 
[20.01.2013]
Шура 
[17.01.2013]
Лунин Николай Александрович 
[16.01.2013]
Лыщинский Георгий Павлович 
[16.01.2013]
Гудимовская улица 
[15.01.2013]
Железнодорожная школа 
[15.01.2013]
Первое двухклассное приходское мужское училище 
[14.01.2013]
Театр Чиндорина. 
Случайные фото





Поиск
История
[19.10.2012]
История Новосибирска 
[23.10.2012]
История Новосибирского метрополитена 
[23.10.2012]
История Новосибирского зоопарка 
[23.10.2012]
История новосибирского телевидения 
[26.10.2012]
Новосибирский Академгородок. История создания 
[26.10.2012]
История строительства новосибирского цирка 
[02.11.2012]
История строительства Коммунального моста через Обь 
[08.11.2012][Заводы]
История Новосибирского Жирового Комбината 
[12.11.2012]
От поселка к городу (история Новосибирска) 
[20.11.2012][Театры]
История театра Глобус 
Категории
Статьи о Новосибирске [4]
Вебкамеры Новосибирска [10]
История [2]
Легенды и байки Новосибирска [14]
Улицы Новосибирска [3]
Метрополитен [12]
Новосибирск в открытках [23]
Открытки конца XIX, начала XX веков
История Новосибирска до его истории [2]
Мы Вконтакте
Друзья
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Понедельник, 26.02.2018, 07:40ГлавнаяРегистрацияВход
Город Новосибирск. Фото. Видео. История.
Приветствую Вас Гость | RSS| Обратная связь
Главная » Статьи » Это интересно » Легенды и байки Новосибирска

НАЗ. Завод, которого не было
26 сентября 1948 года Совет министров СССР принял весьма загадочное, на взгляд современного новосибирца, постановление. В нём шла речь о ликвидации Новосибирского автозавода. Да, свой автозавод у нас в то время действительно был.

Создать и ликвидировать

Ещё в июне 1934 года в Новосибирске побывала специальная московская комиссия, члены которой искали место для строительства гигантского завода, способного выпускать до ста тысяч трёхтонных грузовиков в год. В течение последующих лет, вплоть до начала войны, московские, минские, ярославские и местные специалисты неоднократно возвращались к этому проекту. Был определён срок начала строительства – 1942 год. Но сначала наступил 1941-й, и об организации с нуля нового производства пришлось забыть.

Через четыре месяца после Победы, 8 сентября 1945 года, Иосиф Сталин издал указ о срочном – в три года – строительстве современного автогиганта. Запуск завода на полную мощность запланировали на 1948 год. Но вместо ожидаемого потока новеньких грузовиков в том году на свет появилось постановление о ликвидации уже практически созданного предприятия.

Всё производство, разработки, конструкторский отдел погрузили в поезд и отправили в Минск. Чтобы понять, почему это произошло, нам понадобится немного покопаться в истории отечественного автомобилестроения.

В Новосибирске собирались выпускать грузовики ЗиС-253. Эти автомобили были спроектированы и впервые изготовлены на Ульянов-ском заводе имени Сталина к 1 Мая 1944 года под руководством главного конструктора Бориса Шапошника.

Имя этого конструктора и теперь знают немногие. Почти вся его жизнь прошла за невероятно плотной завесой секретности. С начала 60-х годов прошлого века ни один военный парад на Красной площади не проходил без участия его могучих машин, которым удивлялся весь мир. Шапошник был создателем уникальных многоосных громадин — полноприводных тягачей на специальных колесных шасси повышенной проходимости грузоподъёмностью до 220 (!) тонн. Без этих машин, подставивших свои могучие плечи под баллистические ракеты, не было бы и самого грозного вида Вооружённых сил СССР, а сегодня России — Ракетных войск стратегического назначения. Но всё это будет потом.

«Американоязычное» производство

Вернёмся к ЗИС-253. Создание этой машины стало возможным благодаря ещё довоенному соглашению Советского Союза с американской фирмой «Дженерал моторс». В соответствии с ним наша страна приобретала оборудование, технологию и техническую документацию на производство трёх-, четырёх- и шестицилиндровых дизелей. ЗиС-253 был спроектирован именно под 83-сильный трёхцилиндровый американ-ский дизель. Этот грузовик грузоподъёмностью 3,5 тонны задумывался как унифицированный с перспективной московской грузовой моделью ЗиС-150, поскольку УАЗ вырос из эвакуированных на Волгу цехов ЗиСа. После того как были созданы более совершенные варианты кабины, капота и крыльев, автомобиль получил марку УльЗиС-НАМИ-253 и в таком оформлении экспонировался в 1945 году на автомобильной выставке в московском парке «Сокольники». 
Группа слесарей и водителей опытного образца УльЗиС-253. В центре – главный конструктор Борис Шапошник.

В 1946 году основное производство «американоязычных» грузовиков перенесли на Новосибирский автозавод, куда вслед за своим детищем переехал и Шапошник. Министр автомобильной промышленности Степан Акопов своим приказом назначил Бориса Львовича главным конструктором новорождённого сибирского завода.

Акопов, кстати, был первым автоминистром в нашей стране. Само министерство было создано только в 1945 году. Сталин и его окружение считали, что развитие советской автомобильной промышленности является первоочередной задачей послевоенного возрождения. 26 августа 1945 года было подписано постановление Государственного комитета обороны «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности». Наряду с расширением и реконструкцией таких предприятий, как ЗиС, ГАЗ, ЯАЗ, УралЗиС, пред-стояло построить новые заводы в Москве, Днепропетровске, Кутаиси, Одессе, Львове, Новосибирске с выходом с 1950 года на уровень производства полумиллиона машин в год. Пятую часть из них планировалось выпускать в Новосибирске. Первая новосибирская модель даже успела получить своё имя – НАЗ-253.

Город-неудачник

Двигатель для НАЗов должен был поставлять Ярославский автозавод. Для его производства на ЯАЗе соорудили новые цехи, куда уже с ноября 1944 года стало поступать закупленное в США оборудование. 

В 1947 году в Новосибирске были собраны первые опытные автомобили НАЗ-253. Но неожиданно выяснилось, что следующие автомобили собирать не из чего: американское правительство затормозило поставки.

Началась «холодная война», и американцы прекратили продажу Советскому Союзу любых стратегических материалов, в перечень которых попало и оборудование для Ярославского автозавода.

В Москве в аналогичной ситуации оказался и завод имени Сталина (сегодня — ЗиЛ). Директор ЗиСа Иван Лихачёв принял тогда решение изготавливать нужные станки у себя на заводе. Ярославский директор на это не пошёл. А вышестоящие начальники не настояли. В результате от производства в Новосибирске грузовиков с трёхцилиндровым двигателем пришлось отказаться.

Новосибирский автозавод могла ожидать судьба минского МАЗа. Именно в столицу Белоруссии был откомандирован из нашего города конструктор Борис Шапошник для создания нового конструкторского бюро с задачей «разработать конструкторскую документацию, изготовить и провести испытания опытных образцов, поставить на серийное производство автомобиль-самосвал МАЗ-525 грузоподъёмностью 25 тонн». В приказе об этом назначении говорится: «Перевести с Новосибирского автомобильного завода личный состав отдела главного конструктора и экспериментального цеха во главе с главным конструктором тов. Шапошником Б. Л. на Минский автомобильный завод». Был выполнен не только этот, но и все другие пункты приказа, причём в сроки, которые даже по нынешним временам кажутся рекордно короткими: разработана конструкторская документация по МАЗ-525, изготовлены опытные образцы, проведены их испытания, и уже в сентябре 1950 года начат серийный выпуск нового автомобиля. То есть на всё это, включая переезд к новому месту работы, ушло всего 10 месяцев.

Чтобы не искушать судьбу, производство ставших в будущем знаменитыми самосвалов неудачнику-Новосибирску не доверили. Как известно, Иосиф Виссарионович был большим мистиком. Почти полностью построенный первый в Сибири автозавод, не считаясь с колоссальными истраченными впустую средствами, ликвидировали.

А на бывшей площадке автозавода был построен Новосибирский завод химконцентратов. 

Кстати

НАЗ. Завод, которого не будет?
Вообще-то Новосибирск не один раз в своей истории пытался заполучить собственный автозавод. Первый секретарь обкома партии Фёдор Горячев пытался «пробить» строительство промышленного автогиганта. Как и в истории с МАЗами, не срослось.

Третью попытку совершило ФГУП «Новосибирский завод им. Коминтерна», в 2003 году подписавшее с Минским автомобильным заводом протокол намерений об организации в Новосибирске на площадях завода сборочного производства автобусов МАЗ. Предполагалось, что стоимость автобусов, собранных в Новосибирске, не будет превышать трёх миллионов рублей. Минский автозавод должен был поставлять шасси и колеса, а в Новосибирске собирались проводить окончательную сборку продукции: обшивку, набивку сидений, окна, двери, проводную систему салона. Не получилось…

Четвёртым рискнуть проявить себя на ниве автомобилестроения рискнул местный холдинг «Транссервис». В 2005 году он основал производство по сборке китайских автомобилей. Были озвучены достаточно амбициозные планы: построить к началу 2007 года завод мощностью 10 тысяч автомобилей в год. В марте 2006 года первые собранные автомобили китайской марки Chery поступили в продажу в Новосибирске, Омске и Тюмени. Говорят, что кто-то уже встречал на улицах нашего города машины с надписью «Сделано в Сибири». Но что-то не заладилось и у «Транссервиса». 

Сегодня производство заморожено: собранные в России внедорожники выходят дороже китайских оригиналов. Кроме того, на мой взгляд, не обошлось и здесь без доли мистики: успешной реализации благих начинаний, скорее всего, в немалой степени помешало то, что название новая компания получила старое: «Новосибирский автомобильный завод». НАЗ... 

Автор: Андрей БОРИСОВ

источник:  http://vn.ru


Читайте также:


Вокзал станции Новониколаевск. Вид от железнодорожных путей. 


Путепровод Алтайской железной дороги. 


Вокзал станции Новониколаевск. Вид от железнодорожных путей. 


Церковь во имя святого пророка Даниила. 


Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского 

Категория: Легенды и байки Новосибирска | Добавил: Denomen (08.02.2013)
Просмотров: 4701 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Качeственная фотo- и видeосъёмка oснoвана на профeссиональном освещeнии. Пpиборы уникальнoго роcсийского пpоизвoдствa пoмещaютcя в pюкзaк, имеют унивeрсальные креплeния – можнo лeгко монтиpовать в любой cтудии нa pиг или штaтив, иcпользовaть на выездных съёмкaх. Освещение, комплектующие, линзы вcегда в наличии пo доступной цене.
Приборы высокой мoщноcти обеспeчивают peзультaт, за который клиенты готовы платить хopошиe деньги. Лучше один pаз приобpести мoщный и кoмпактный свет, чем терять закаачиков из-зa пpoблeм c ocвeщeниeм.

http://www.sfs-lab.ru/ - свет для фотографии

Имя *:
Email *:
Код *:



00:02:42

эстафета олимпийского огня в академгородке

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 1
  • Рейтинг: 0.0
00:02:28

Сюжет о Музее Счастья на 49 канале Новосибирска

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:03:15

День рождения Советского района

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 1
  • Рейтинг: 0.0
00:04:36

Фонтан у ГПНТБ. Новосибирск.

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:12:36

Новосибирск: из прошлого в настоящее..

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 1
  • Рейтинг: 0.0
Создать бесплатный сайт с uCozCopyright Foto-Nsk © 2018